Изучение русского и английского языка и литературы в старших классах
29.05.2018
Процесс обучения английского и русского языка в старших классах школ и лицеев – это часть единой образовательной области филологии. Требуется сказать, что связь курса русского и английского языка и литературы нами воспринимается не как межпредметная связь. По сути своей это связи внутрипредметные, поскольку литература это искусство слова.
А слова изучаются, постигаются на уроках русского языка, и основы анализа художественного текста, без которого невозможно стать талантливым читателем, закладываются именно на уроках русского языка. А на уроках литературы уже в данном случае дети получают результаты этой деятельности.
Подготовка к экзаменам в старших классах, попытка разобрать задания, входящие в дистанционные конкурсы и олимпиады, должны проходить под надзором учителя с применением правильных методических материалов.
Правильные учебники по английскому языку и литературе подобрать не трудно. Изучение языка по таким материалам помогает школьникам понять лучше самого себя, нашу национальную культуру, проникнуться таким отношением к родному языку, когда через язык, через слово открывается путь духовно-нравственного совершенствования и формируются убеждения по родному языку.
Мы учимся всю жизнь и среди видов речевой деятельности, которыми мы занимаемся на уроках русского и английского языка. Конкурс по математике разительно отличается от изучения литературы и языков. Чтение, общение с текстом и безукоризненными образцами произведениями нашей и зарубежной литературы девятнадцатого-двадцатого веков занимает здесь особое место.
Уроки русского и английского языка помогают воспитать каждому ученику в себе талантливого читателя, для которого потребность чтения становится именно потребностью. Когда хочется не только читать, но и перечитывать вновь и вновь, обращаться к любимым страницам, учить наизусть, тем самым наполняя не только свою память, но и наполняя всё то, что становится событием внутренней жизни.
Чтобы достичь больших высот в изучении предмета, каждый учитель должен творчески относиться к тому, что будет сопровождать работу по предметному учебнику, если он будет создавать свой вариант тематического планирования. Поэтому существует много различных материалов для выбора того, чтобы близко учителю. В чём он убеждён, что ему кажется особенно важным, нужным, необходимым есть в современных вариантах учебников по литературе и языкам.
Присутствует возможность выбора каких-то направлений в работе, в организации творческой учебной деятельности старшеклассников. Своеобразный вариант тематического планирования поможет учителю создать свой собственный вариант с учетом особенностей школы, состава класса, с учетом особенности краеведения, межкультурного взаимодействия. Они постигают русский язык, и создается пространство для межкультурного диалога.
Знакомство с этими вариантами создающими возможность выбора, как для учителей, так и для ученика позволяет увидеть особенности той речевой среды, которая создается в процессе в процессе работы с текстами и направленности этой работы на решение основных задач. Олимпиада по английскому языку или курс русского языка при использовании новых учебников и разнообразной программы развивает чувство языка, позволяет понять, что такое радость познания, связанная с изучением науки о слове, о родном языке, зачем и как надо изучать русский язык в старших классах, что такое эмоциональная память.
Ценность информации определяется как отражение событий внутренней жизни. Это значит победить самого себя. Как самокритично оценить уровень своей подготовки в области филологии – это большой вопрос. Ведь изучать русский язык – значит изучать русскую национальную культуру.